Пятница, 03.05.2024, 21:07
Мой сайт
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2012 » Декабрь » 4 » Педагогические условия нейтрализации влияния неблагополучной семьи на ребенка старшего дошкольного возраста
11:18

Педагогические условия нейтрализации влияния неблагополучной семьи на ребенка старшего дошкольного возраста





  • Губанихина Елена Владимировна
  • 2004
  • 17

Педагогические условия нейтрализации влияния неблагополучной семьи на ребенка старшего дошкольного возраста автореферат диссертации для написания диплома, курсовой работы, тема для доклада и реферата

Педагогические условия нейтрализации влияния неблагополучной семьи на ребенка старшего дошкольного возраста - темы дипломов, курсовиков, рефератов и докладовОзнакомиться с текстом работы Специальность ВАК РФ: 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования
  • Реферун рекомендует следующие темы дипломов:
  • Социально-педагогическая характеристика неблагополучной семьи
  • Реферун советует написать курсовую работу на тему:
  • Подготовка воспитателя к работе с неблагополучной семьей
  • Реферун советует написать реферат на тему:
  • Возможности развития общения с родителями часто болеющего ребенка старшего дошкольного возраста как условия улучшения его соматического статуса
  • Реферун предлагает написать доклад на тему:
  • Проблема игровой деятельности и ее изучение в отечественной и зарубежной литературе
  • Направления и способы коррекции тревожности часто болеющих мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста и оптимизации родительского отношения к ним
  • Оценка эффективности психологической коррекции
  • Характер изменений в воспитательной деятельности родителей как результат повышения их психолого-педагогической культуры
Поделиться с друзьями:

Выдержки из автореферата диссертации Губанихина Елена Владимировна, 2004, 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования

Актуальность проблемы исследования. В последнее время семья и, особенно неблагополучная, становится предметом исследования зарубежных и отечественных ученых. Современная семья находится в кризисном состоянии, которое сопровождается такими процессами как: падение жизненного уровня, резкое увеличение количества разводов и семейных конфликтов, падение рождаемости и, как следствие, снижение ее педагогического потенциала и возможности формирования личности будущего члена общества. Неблагополучие в семье ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, увеличению числа правонарушений, педагогической запущенности.

Исследования и наши наблюдения свидетельствуют, что социальная дезадаптация нередко берет начало в дошкольном возрасте, когда закладываются основы социальной адаптации «трудного дошкольника», эмоциональных и поведенческих расстройств.

Государство стоит перед необходимостью защищать права современной семьи и права детей. Доктрина национальной безопасности, направленная на защиту прав ребенка, заботу о его жизни, развитии, образовании и воспитании находит отражение в таких документах, как: «Семейный кодекс» и «Конвенция о правах ребенка», в которых ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека. Это ставит вопрос об обязанности государства и общества взять на себя воспитание детей через дошкольные учреждения, социальные центры и приюты, детские дома и интернаты.

Педагогической теории и практике предстоит разработать пути и средства включения «трудного дошкольника» в систему полноценных детско-взрослых отношений, нейтрализации негативных переживаний ребенка, оказать содействие семье в преодолении собственных трудностей. В современных дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) данный процесс носит зачастую чисто формальный характер и не предусматривает специальной целенаправленной работы непосредственно с неблагополучной семьей.

В научном плане проблема исследования выступает как междисциплинарная, в которой взаимосвязаны педагогический, социологический, криминологический, психологический и медицинский аспекты. Синтез межнаучных идей и подходов позволит найти необходимое решение практических и теоретических задач воспитания дошкольников из неблагополучных семей в условиях общественных дошкольных образовательных учреждений.

Проблемам семьи и брака посвящены работы отечественных и зарубежных ученых. В большинстве исследований нашли отражение мотивы вступления в брак, функции семьи, причины семейных конфликтов и разводов, методы семейной терапии (Л. Анзорг, А.Я. Варга, Е. Григорьева, СИ. Голод, И.Ф. Дементьева, Б.Н. Кочубей, Г. На-вайтис, В. Сатир, Д. Скиннер, ВА Сысенко, А.Г. Харчев, Г. Эйдемиллер, В.В. Юстиц-кис и др.). Изучением эволюции семьи, ее структуры, специфики отношений, как супружеских, так и детско-родительских занимались такие ученые как: Д. Аккерман, Ю.В. Апешина, И.В. Бестужев-Лада, В.В. Бойко, Л.Я. Газман, В.Н. Дружинин, А.Г. Ковалев, СВ. Ковалев, В.М. Медков, СА. Спиваковская, А.Г. Хавдав и др. Проблемы воспитания

СО С НАЦИОИАЛЪНАЯ БИБЛИОТЕКА

ребенка в семье, в том числе и в неблагополучной, нашли отражение в работах таких ученых, как: Ю.П. Азаров, ТА Александрова, Л. Анзорг, А.А. Аркин. А.М. Бардиан, И.В. Гребенников, Е.Григорьева, ТАМаркова, АС. Спиваковская, Ю.Ю. Щербань и др.

Предметом изучения ученых и практиков становятся отклонения в поведении дошкольников, обусловленные неблагополучными факторами семейного воспитания или отсутствием такового (М. Безруких, М.И. Буянов, В.И. Гар-бузов, А.И. Захаров, Г.М. Иващенко, И.С. Константинова, Е. Смирнова, А.С. Спиваковская и др.). Выделяются такие тенденции как рост психических, личностных, эмоциональных отклонений, рост числа неврологических заболеваний. Это, несомненно, делает актуальным системный социально-педагогический анализ проблемы.

Междисциплинарный анализ современной литературы свидетельствует о недостаточном внимании представителей различных наук к вопросам коррекции поведения и развития дошкольников из неблагополучных семей. В современных условиях возникло серьезное противоречие между необходимостью такой работы и невозможностью педагогами детского сада ее осуществлять. Как правило, в ДОУ решением данной проблемы занимаются практические психологи, если таковые имеются, но их деятельность является координирующей и не позволяет решить ее полностью. Основная часть работы возлагается на воспитателя, который находится в более тесном контакте с ребенком и его семьей, может использовать в этом процессе воспитательное воздействие социума - общества сверстников.

Данное противоречие обусловило выбор проблемы исследования, которая может быть сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия нейтрализации влияния неблагополучной семьи на ребенка старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: воспитание ребенка старшего дошкольного возраста в неблагополучной семье.

Предмет исследования: пути, средства, формы, методы нейтрализации влияния неблагополучной семьи на ребенка старшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.

В ходе работы над диссертационным исследованием была выдвинута рабочая гипотеза: процесс нейтрализации влияния неблагополучной семьи у старших дошкольников может протекать успешно, если:

• своевременно и целенаправленно изучаются условия воспитания ребенка в семье и причины негативного влияния;

• воспитательно-образовательная работа с детьми осуществляется в условиях личностно-ориентированного подхода;

• создано единое образовательно-коррекционное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• осуществляется своевременная подготовка педагога к работе с неблагополучной семьей и воспитывающимися в ней детьми;

• приняты возможные социальные и педагогические меры.

Для реализации поставленной цели и проверки рабочей гипотезы следовало решить следующие задачи:

1. Изучить социально-педагогические причины неблагополучия современной семьи и ее негативного влияния на воспитание и развитие личности ребенка-дошкольника.

2. Исследовать особенности организации деятельности различных типов образовательных учреждений по воспитанию «трудного дошкольника», по нейтрализации негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка старшего дошкольного возраста.

3. Осуществить опытно - экспериментальную работу по нейтрализации последствий негативного семейного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработать программу активного включения родителей в воспитательно -образовательный процесс ДОУ с целью предотвращения и преодоления негативного влияния на ребенка.

5. Разработать систему подготовки будущего воспитателя дошкольного образовательного учреждения к работе с неблагополучной семьей и «трудными дошкольниками».

Методологическую основу исследования составляют социально-педагогические концептуальные подходы к воспитанию ребенка в семье (А.А. Ар-кин, A.M. Бардиан, И.В. Гребенников, О.Л. Зверева, А.Г. Ковалев, Т.А Куликова, Т.А Маркова, А. С. Спиваковская); идеи личностно-ориентированного подхода и совместной деятельности с ребенком; теория семьи и семейных отношений (Ю.П. Азаров, М. Арутюнян, И.В. Бестужев-Лада, В.В. Бойко, А. Варга, СИ. Голод, И.Ф. Дементьева, В.И. Дружинин, О. Здравомыслов, СВ. Ковалев, А.В. Мудрик, В. Сатир, А.Г. Харчев, Л.Б. Шнейдер); теоретические знания в области отклонений в поведении ребенка, вызванных деструктивным развитием семьи (М.И. Буянов, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, A.M. Свядощ); педагогика взаимодействия ДОУ с семьей (Е.П. Арнаутова, Е. Волкова-Гаспарова, В.И. Иванова, Л.Ф. Островская); социология семьи (А.И. Антонов, Т.А. Вахмянина, Л.Я. Газман, И.С Майдиков, М.С Мацковский, В.М. Медков).

Требует разъяснения понятийно-терминологический аппарат исследования. Центральными понятиями исследования являются:

1.«Нейтрализация влияния неблагополучной семьи на ребенка», под которым мы понимаем комплекс психолого-педагогических и социально-педагогических воздействий, направленных, с одной стороны, на предупреждение, преодоление, изменение негативных или «безразличных» отношений в неблагополучной семье к проблемам жизни, образования и воспитания детей дошкольного возраста и, с другой стороны, ориентированных на педагогическое обеспечение позитивной социализации, инкультурации и социальной адаптации детей из таких семей и их личностного развития.

2. «Неблагополучная семья» - семья, в которой имеет место нарушение или распад нравственно-этических норм и традиций общества и семейного уклада; постоянно проявляются серьезные нарушения в межличностных, внутрисемейных отношениях, порождающие ошибки и просчеты в воспитании детей; где проявляется непедагогическое деструктивное отношение к детям.

3. «Трудный дошкольник» - ребенок с проблемами в эмоциональной и ком-

муникативной сферах; с ярко выраженной негативной позицией, которая осложняет процесс социализации и затрудняет воспитательно-образовательный процесс.

Методы исследования определялись целью, гипотезой и задачами решаемой проблемы. Для решения задач использован следующий комплекс методов исследования, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и социологической литературы, который позволил определить ведущие теоретические и практические подходы к решению проблемы. В исследовании использовались также: метод изучения и обобщения передового опыта, психолого-педагогический эксперимент, включающий организацию опытно-экспериментальной работы, наблюдения, беседы, анкетирования, диагностические методы.

Основные этапы исследования:

Первый этап, эмпирический (1986-1998 гг.) - накопление практического опыта во время работы в качестве воспитателя и в процессе сотрудничества с дошкольными образовательными учреждениями города Арзамаса.

Второй этап (1998-1999 гг.) - включал теоретический анализ состояния проблемы в педагогической, психологической и социологической литературе, определение исходных позиций исследования, уточнение его предмета и гипотезы, научного аппарата и базы исследования; обобщение полученного материала, разработку методики опытно-экспериментального исследования.

Третий этап (1999-2001 гг.) опытно-экспериментальный - предусматривал разработку комплекса организационно-педагогических мероприятий по выявлению системы работы по нейтрализации влияния неблагополучной семьи на ребенка-дошкольника в ДОУ и проверку методики опытно-экспериментальной работы, литературное оформление диссертации.

Четвертый этап (2001-2003 гг.) - заключительно обобщающий - посвящен обработке результатов исследования, их интерпретации и систематизации, подведению итогов, уточнению теоретических и практических методов, определены дальнейшие направления работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что проблема нейтрализации влияния неблагополучной семьи на ребенка старшего дошкольного возраста исследована на принципиально новой основе, составляемой взаимодействием междисциплинарных представлений о личности «трудного ребенка» и его семье. Такой подход позволил разработать концепцию нейтрализации негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка старшего дошкольного возраста: дано определение основополагающих понятий - «трудный дошкольник», «неблагополучная семья» и «нейтрализация негативного влияния семьи на ребенка»; проанализированы условия социально-педагогической нейтрализации негативного семейного влияния на старшего дошкольника; разработана программа работы с «трудным дошкольником» и его семьей в условиях образовательного учреждения; разработана и обоснована система подготовки будущего воспитателя к работе с неблагополучной семьей и «трудным дошкольником» в рамках профессионального образования.

Теоретическая значимость исследования: углублены представления о

влиянии деструктивных процессов в современной семье на поведение старшего дошкольника; выявлен круг социально-педагогических возможностей воздействия на семью с целью преодоления деструктивного воздействия на ребенка; определены формы и методы нейтрализации и коррекции семьи и ребенка.

Практическая значимость исследования: разработана программа нейтрализации негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, включающая программу правового просвещения дошкольников, методику регулирования эмоционального состояния и снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста, проект, направленный на активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ; разработаны программы дисциплин, направленных на подготовку будущих воспитателей ДОУ к работе с неблагополучной семьей и «трудным дошкольником». Разработанный материал может использоваться в системе повышения квалификации работников дошкольного образования, в работе научно-методического семинара работников ДОУ, в системе подготовки воспитателей в рамках профессионального образования.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается оптимальным междисциплинарным выбором методологических оснований, целостным подходом к исследованию проблемы, адекватностью методов исследования его цели и задачам, рациональным сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, а также практическим подтверждением основных теоретических положений, результатами экспериментальной работы, основанных на изучении массового и передового опыта ДОУ по проблеме исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Наиболее существенными симптомами кризиса, которому подвержено большинство современных семей, являются не затруднения материального порядка, а проблемы, приводящие к ослаблению роли позитивной социализации ребенка. Среди них: невротизация детей, одиночество, разобщенность, отсутствие понимания между детьми и родителями, смещение детей на одно из последних мест в системе ценностей взрослых. Все это приводит к ослаблению и утрате семьей воспитательной функции и рост потенциала негативного влияния на личностное развитие старшего дошкольника, стимулирует его деструктивное поведение, деформируя процесс его личностного развития.

2. В современных условиях возник новый социально-педагогический и психологический феномен - социально и педагогически запущенный ребенок дошкольного возраста - «трудный дошкольник», с проблемами в эмоциональной и коммуникативной сферах, с различного рода отклонениями в психическом развитии, с ярко выраженной негативной позицией, которая осложняет процесс социализации и затрудняет воспитательно-образовательный процесс. Задача современной дошкольной педагогики выработать четкое положение о прямой зависимости отклонений в личностном развитии ребенка от условий воспитания в семье или отсутствия таковых и, изучив социально-психологические особенности различных типов неблагополучных семей (мнимо-благополучные, хронически-неблагополучные, временно-неблагополучные и относительно-неблагополучные), выработать стратегию и тактику педагогической работы с нею.

3. Нейтрализация негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка и трансляции этого опасного влияния на других детей (агрессивность, сквернословие, несформированность культурно-гигиенических навыков) выходит на первый план среди задач ДОУ и воспитателей. Педагогическая организация процесса нейтрализации опирается на соблюдение таких педагогических условий как: изучение индивидуально-психологических особенностей трудного ребенка и условий семейного воспитания; постоянный контроль за эмоциональным состоянием и поведением каждого воспитанника и актуализацией им своего социального опыта, демонстрируемого в группе, систематическая работа и методическое обеспечение процесса нейтрализации, создание доброжелательной интеллектуально-эмоциональной, трудовой и бытовой атмосферы в группе; организация совместной продуктивной деятельности и детского сотрудничества. Процесс нейтрализации осуществляется параллельно в трех направлениях: работа с ребенком, с родителями и с педагогами.

4. Одним из условий эффективной работы с неблагополучной семьей и детьми, воспитывающимися в ней, является система подготовки будущих воспитателей к этому роду социально-педагогической деятельности, которая включает: изучение правовых основ семейного воспитания, особенности воспитания в различных по типу семьях, изучение технологии работы с неблагополучной семьей и «трудным дошкольником». Своевременная подготовка в рамках профессионального образования выступает в качестве важного фактора результативности процесса нейтрализации негативного влияния неблагополучной семьи.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось и осуществляется на базе ДОУ (№ 52, 46, 51) г. Арзамаса, со студентами дошкольного отделения психолого-педагогического факультета Арзамасского государственного пединститута. Материалы исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава и конференциях молодых ученых (1999-2004 гг), на заседаниях научно-методического семинара работников дошкольных образовательных учреждений, на семинарах и курсах повышения квалификации работников ДОУ, в выступлениях перед воспитателями ДОУ г. Арзамаса.

Структура диссертации. Реализация целевых установок диссертации и ее внутренняя логика определили структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения, библиографии и приложений.

Основное содержание исследования отражено в следующих публикациях:

1. Губанихина Е.В. Влияние современной семьи на поведение ребенка// Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов. Вып.14/ Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2000. - С. 109-111.

2. Губанихина Е.В. Социализация ребенка в семье// Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 15/, Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2000. - С.29-31.

3. Губанихина Е.В. Развитие личности ребенка в условиях насилия в семье // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 17.4.1/ Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2001. - С.28-31.

4. Губанихина Е.В. Влияние семьи на формирование девиантных форм поведения у детей старшего дошкольного возраста // Традиции и новаторство в современном образовании: Тез. студенческой междунар. науч.-практ. конф. 26-27 апреля 2001 года. - Н.Новгород: НГПУ. - 2001. - С.27-30.

5. Губанихина Е.В. Осмысление ребенком отношения родителей к себе// Дошкольное образование: состояние, актуальные вопросы, опыт работы (Часть 2). Сборник статей - Арзамас: АГПИ, 2002. - С. 27-31.

6. Губанихина Е.В. Семья и детские неврозы// Дошкольное образование: состояние, актуальные вопросы, опыт работы (Часть 2) Сборник статей - Арзамас: АГПИ, 2002. - С.61-66.

7. Губанихина Е.В. Ценность устного народного творчества как средства семейного воспитания дошкольников// Гуманитарно-художественное образование: Проблемы и подходы: Сборник статей. -Арзамас: АГПИ, 2002. - С. 185-189.

8. Губанихина Е.В. Ребенок с отклонениями в развитии как фактор неблагополучия семьи// Перспектива 2: Сборник научных трудов аспирантов, соискателей, молодых ученых АГПИ и АФ НГТУ. - Арзамас. АГПИ, 2002. -С.96-100.

Просмотров: 6838 | Добавил: sjudight | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Декабрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz